Перейти к навигации

Теория и практика Холотропного дыхания

Наша связь с трансперсональными переживаниями

Содержание
1. Исцеляющая сила дыхания
2. Исцеляющие возможности музыки
3. Использование телесной работы
4. Подпитывающее телесное соприкосновение
5. Ход холотропных сеансов
6. Рисование мандалы и группы сопереживания
7. Терапевтические возможности холотропного дыхания

Станислав Гроф со своей женой Кристиной разработали метод лечения и самопознания, который они назвали «холотропным дыханием». В нём необычайно мощные холотропные состояния вызываются сочетанием чрезвычайно простых средств: ускоренного дыхания, побуждающей переживания музыки и методов телесной работы, помогающих избавится от остающихся биоэнергетических и эмоциональных блоков и напряжений. И в своей теории, и в своей практике этот метод собирает и объединяет различные составляющие древних и первобытных традиций, восточных духовных философий и западной глубинной психологии.
В холотропных состояниях, достигаемых с помощью холотропного дыхания, действует «функция радара», автоматически выносящая на поверхность именно то бессознательное содержание, что несёт на себе самую сильную эмоциональную нагрузку и наиболее готово для переработки. Это необычайно полезный и важный механизм спасает терапевта от непосильной задачи пределения того, что же составляет по настоящему существенные грани содержания, представляемого пациентом.

                               
1. Исцеляющая сила дыхания

Использование различных техник дыхания с религиозными и лечебными целями можно обнаружить на самой заре человеческой истории. В древних и доиндустриальных культурах дыхание играло очень важную роль в космологии, мифологии и философии и выступало как важное орудие в обрядовой и духовной практике. С самого начала истории, в сущности, каждая значительная духовно-психическая система, стремящаяся постичь природу человека, рассматривала дыхание как решающую связь между телом, умом и духом. Это ясно выражают слова, которыми многие языки обозначают дыхание.
В древнеиндийской литературе слово прана означает не только физическое дыхание и воздух, но также священную сущность жизни. Точно также в традиционной китайской медицине слово ци относится как к космической сущности и энергии жизни, так и просто к воздуху, который вдыхают наши лёгкие. В Японии соответствующее слово – ки. В японской духовной практике и в воинских искусствах ки играет чрезвычайно важную роль. В древнееврейской традиции такое же слово – руах обозначало и дыхание, и творящий дух, ибо они считались тождественными. В латыни для духа и дыхания также употреблялось одно и тоже название – spiritus. А в славянских языках слова дух и дыхание имеют один и тот же лингвистический корень.
На протяжении веков было известно, что на сознание можно повлиять методами, включающими в себя дыхание. Приёмы, которые использовались с этой целью различными древними культурами и теми, что ещё не подавлены современным Западом, охватывают широкий диапазон методов от решительного прекращения дыхания до тонких и изысканных упражнений различных духовных традиций. Так, первоначальный способ крещения, практиковавшийся ессеями, включал погружение посвящаемого под воду на продолжительный период времени, что приводило к мощному переживанию смерти и возрождения.
Особые техники, включающие напряженное дыхание или задерживание дыхания, также являются частью различных упражнений в Кундалини-Йоге, в Сиддха-Йоге, в тибетской Ваджраяне, в бирманских буддистских и даосских способах медитации, в практике суфиев и во множестве других.
Более тонкие техники, которые делают в связи с дыханием упор скорее на особом осознавании, чем на изменениях в дыхательных движениях занимают важное место в буддизме Сото Дзен (сикан таза) и в некоторых даосских и христианских практиках. Косвенно, на глубину и ритм дыхания сильно влияют такие художественно исполняемые обряды, как балийское обезьянье пение или Кетжак, горловая музыка эскимосов-инуитов, пение киртанов, бхаджанов или пения суфиев.
В материалистической науке дыхание утратило своё священное значение, и было оторвано от его связи с душой и духом. Западная медицина свела его к некой важной физиологической функции. А все физиологические и психологические проявления, которые сопровождают различные изменения в дыхании, были объявлены патологией.
За последние несколько десятилетий западные терапевты вновь открыли целительные возможности дыхания и развили методики, которые их используют. 
При холотропном дыхании людей побуждают начинать сеанс с дыхания учащённого и несколько более глубокого, связывающего вдох и выдох в непрерывном круговороте дыхания. А оказавшись внутри действия, они находят собственный ритм и способ дыхания.
Дыхание является самостоятельной функцией, но также может подвергаться и воздействию воли. Умышленное увеличение скорости дыхания, как правило, распускает психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению бессознательного и сверхсознательного содержания. Но пока кто-либо лично сам не стал свидетелем этого или не пережил это, ему лишь только на основе теории трудно поверить в силу и действенность этого метода.

2. Исцеляющие возможности музыки

В холотропной терапии изменяющее ум действие дыхания сочетается с побуждающей музыкой. Подобно дыханию музыка и другие виды звуковой технологии на протяжении тысячелетий использовались как мощнейшие орудия обрядовых и духовных практик. С незапамятных времён монотонный барабанный бой, пение и другие виды звуковых техник были главным орудием шаманов в разных частях света. Многие доиндустриальные культуры совершенно независимо друг от друга развили барабанные ритмы, которые в условиях лабораторных экспериментов производили очень заметное воздействие на электрическую активность мозга.
Во многих культурах звуковые технологии во время проведения сложнейших церемоний использовались именно для целей врачевания. Целительные обряды навахо, проводимые подготовленными певцами по своей поразительной сложности сравнимы с партитурами вагнеровских опер. Экстатические танцы бушменов Кунг из африканской пустыни Калахари обладают необычайной целительной силой, что было засвидетельствовано многими антропологическими исследованиями и кинофильмами.
Некоторые великие духовные традиции разработали звуковые техники, которые вызывали не только общее состояние транса, но и обладали более специфическим воздействием на сознание. Прежде всего, это тибетское многоголосое пение, священные песнопения различных суфийских орденов, индуистские бхаджаны и киртаны, и в особенности древнее искусство нада-йоги или пути к единению через звучание. Индийские техники устанавливают конкретную связь между звуками особых частот и чакрами индивида. И посредством правильного применения подобного знания, становится возможным повлиять на состояние сознания предсказуемым и желаемым образом. И это только несколько примеров широкого применения музыки с обрядовыми, врачебными и духовными целями.
Опыт применения музыки раскрыл её необычайных возможностях для психотерапии. Тщательно подобранная музыка, по всей видимости, обладает особым значением в холотропных состояниях сознания, где выполняет несколько важных функций. Она приводит в движение чувства, связанные с вытесненными воспоминаниями, выводит их на поверхность и облегчает их выражение. Она помогает открыть дверь в бессознательное, усиливает и углубляет ход излечения и предоставляет содержательную среду для переживания. Непрерывный музыкальный поток создаёт бегущую волну, помогающую субъекту продвигаться сквозь трудные переживания и тупики, преодолевать психологические защиты, отдавшись ей, и позволяя всему идти своим чередом.
При холотропном дыхании важно полностью отдаться музыкальному потоку, позволить музыке резонировать во всём своём теле, и откликаться на неё совершенно стихийно и непроизвольно. Что включает такие проявления, которые были бы немыслимы в концертном зале, где даже плачь или кашель могут стать источником возмущения. Здесь же каждому нужно давать полный выход всему, что бы ни вызывала музыка, будь то громкие крики или смех, детский лепет, звериные крики, шаманское пение или разговоры на чужих языках. Также важно не подавлять никакие физические порывы, такие как странное гримасничанье, чувственные движения тазом, сильная дрожь или судороги всего тела. Естественно у этого правила есть исключения, ибо разрушительное поведение, направленное на самого себя, на других или на физическое окружение не допустимо.

3. Использование телесной работы

Ответы тела на холотропное дыхание значительно различаются от одного человека к другому. В большинстве случаев учащённое дыхание, прежде всего, привносит более или менее яркие психосоматические проявления. Руководства по физиологии дыхания говорят о подобной реакции как о «синдроме гипервентиляции». И описывают его как стереотипный образец физиологических реакций, которые главным образом заключаются в напряжениях в руках и в ногах («карпопедальные спазмы»). Мировой опыт в проведении сессий холотропного дыхания с десятками тысяч людей показали, что устоявшееся понимание воздействия учащённого дыхания является неправильным.
Ибо существует множество индивидов, у которых учащённое дыхание, продолжающееся три или четыре часа, приводит не к классическому синдрому гипервентиляции, но к постепенному расслаблению, сильным сексуальным ощущениям и даже мистическим переживаниям. У других же развиваются напряжения в различных частях тела, но признаки карпопедальных спазмов так и не появляются. Более того, и у тех, у кого проявляются подобные напряжения, продолжающееся интенсивное дыхание ведёт не к дальнейшему усилению напряжений, но проявляет склонность ко всё большему самоограничению. Ведь, как правило, за критической верхней точкой следует глубокое расслабление.
При повторных холотропных сеансах эта последовательность нарастающих напряжений и последующего их разрешения проявляет свойство переходить с одной части тела на другую, в порядке, необычайно меняющемся от одного лица к другому. Общее количество мускульных напряжений и сила эмоций с возрастанием числа проведённых сеансов постепенно убывают. И в ходе сеанса происходит так, что учащённое дыхание, растянутое на продолжительный отрезок времени, вызывает химические изменения в организме таким образом, что заблокированные физические и эмоциональные энергии организма, связанные с различными травматическими воспоминаниями, высвобождаются и становятся пригодными для внешней разрядки и обработки. И это делает возможным то, что прежде вытесненное содержание этих воспоминаний возникает в сознании и воссоединяется с ним. Поэтому всё это является целительным событием, которое следует поощрять и поддерживать.
Напряжения, которые мы носим в своём теле, могут высвобождаться двумя различными путями. Первый из них включает катарсис иабреакцию – разрядку сдерживаемых физических энергий через дрожь, судорожные сокращения мышц, кашель, отрыжку и рвоту. И катарсис и абреакция, как правило, также включают в себя высвобождение заблокированных эмоций через плачь, крики или другие виды голосового выражения. Всё это механизмы хорошо известные традиционной психиатрии со времён опубликования Зигмундом Фрейдом и Йозефом Брёйером.
Второй механизм, который может содействовать высвобождению эмоциональных и физических напряжений, играет важную роль в холотропном дыхании, рибёфинге и других видах терапии, использующей техники дыхания. Он представляет собою новое открытие в психиатрии и, кажется, во многом является более действенным и интересным. Здесь глубинные напряжения выходят на поверхность в виде перемежающихся мышечных сокращений различной длительности. Посредством поддержания этих мышечных напряжений длительный период времени организм расходует огромное количество прежде сдерживаемой энергии и, используя её, упрощает своё проживание. А глубокое расслабление, как правило, следующее за временным усилением старых напряжений или проявлением ранее скрытых, свидетельствует о врачующей природе подобного события.
Во многих случаях тяжелые эмоциональные и физические проявления, которые проникают из бессознательного во время холотропных сеансов, разрешаются сами собой, и, в конце концов, дышащие оказываются в глубоко расслабленном созерцательном состоянии. В таком случае необходимости в каком-то внешнем воздействии не возникает, и они пребывают в подобном состоянии, пока не вернуться к обычному состоянию сознания.

4. Подпитывающее телесное соприкосновение

В холотропном дыхании мы также пользуемся совсем иным видом физического воздействия, который предназначен для того, чтобы обеспечить помощь на глубинном дословесном уровне. Основан он на наблюдении, что существуют два совершенно разных вида травм, которые требуют диаметрально противоположных подходов. О первом из них можно говорить как о травме деянием. Возникает она из-за внешнего воздействия, оказывающего вредоносное воздействие на всё последующее развитие индивида. К подобному воздействию можно отнести такие наносящие ущерб действия, как физическое или сексуальное насилие, угрожающие жизни происшествия, уничтожающая критика или высмеивание. Такие травмы представляют собою чужеродные элементы, внесённые в бессознательное, которые впоследствии могут быть вынесены в сознание и исчезнуть, разрядившись энергетически.
Второй вид травмы – травма недеянием,отличается коренным образом, хотя подобному различию и не придаётся значения в общепринятой психиатрии. На самом деле она задействует противоположный механизм – недостаток благоприятных переживаний, которые необходимы для здорового эмоционального развития. Ведь и у младенца, и у ребёнка более старшего возраста, есть важнейшие первичные потребности, которые заключаются в удовлетворении инстинктов и в безопасности, и которые педиатры и детские психиатры называют анаклитическими.
Сюда входят потребности в ласке, в удобстве и в том, чтобы с младенцем играли, держали его на руках, чтобы он был средоточием внимания людей. И когда эти потребности не удовлетворяются, это оказывает серьёзные воздействие на будущее индивида. 
У многих людей в прошлом были случаи лишения чувственных взаимоотношений, заброшенности и невнимания, которая выливалась в серьёзное неудовлетворение анаклитических потребностей. И у этого вида травмы есть только один путь исцеления – предоставить какое-то исправляющее переживание в холотропном состоянии сознания в виде поддерживающего телесного соприкосновения. Но для того, чтобы подобный подход оказался действенным, индивид должен возвратиться далеко назад, на младенческую стадию развития, иначе исправляющее воздействие не достигнет того уровня развития, на котором произошла травма. В зависимости от обстоятельств и предварительного соглашения, такая телесная поддержка может различаться от простого держания за руку или прикосновения ко лбу до полного телесного соприкосновения.
Использование подпитывающего телесного соприкосновения – очень действенный способ исцеления ранних эмоциональных травм. Тем не менее, при нём требуется строгое следование этическим правилам. Перед сеансом мы должны объяснить дышащим обоснование этого метода и заручиться их одобрением на его использование. Ни при каких обстоятельствах этот подход не может быть применён на практике без предварительного согласия, и не допустимо никакое давление ради того, чтобы добиться подобного разрешения. Ибо для многих людей, переживших сексуальное насилие, телесное соприкосновение – вопрос очень чувствительный и острый. Ведь очень часто именно те, кто нуждается в нём больше всего, испытывают наибольшее к нему отвращение. Иногда может пройти много времени, прежде чем у человека появится достаточное количество доверия по отношению к помощникам и к группе, и он окажется способен принять этот метод и получить от него пользу.

5. Ход холотропных сеансов

Природа и протекание холотропных сеансов значительно отличается от лица к лицу, а у того же самого лица и от сеанса к сеансу. Некоторые индивиды остаются спокойными и почти полностью неподвижными. У них могут происходить очень глубокие переживания, и всё же у внешнего наблюдателя может складываться впечатление, что ничего подобного не происходит, и что они вообще спят. Другие же двигаются и проявляют выразительную двигательную активность. Они испытывают сильную дрожь и совершают сложные извивающиеся движения, крутятся и вертятся, принимают положения плода, ведут себя как младенцы, борющиеся в родовом канале, или же выглядят и поступают как новорожденные. Также обычны ползающие, плавательные, копательные или карабкающиеся движения.
Иногда движения и жесты могут быть необычайно утончёнными, сложными, совершенно конкретными и узнаваемыми. Они могут уподобляться странным движениям животных, изображая повадки змей, птиц или хищных кошачьих и быть связаны с соответствующими звуками. Иногда дышащие непроизвольно выполняют различные йогические позы и жесты (асаны и мудры), с которыми они не были знакомы интеллектуально. Временами автоматические движения и звуки напоминают обрядовые или театральные представления из разных культур: шаманские камлания, яванские танцы, балийское обезьянье пение, японский театр Кабуки, либо разговоры на разных языках, напоминающие явление пятидесятницы.
Качества эмоций наблюдающихся на холотропных семинарах покрывают очень широкий спектр. На одной стороне спектра можно столкнуться с чувствами необычайного благополучия, глубокого покоя, безмятежности, отрешенности, блаженства, космического единения или исступлённого восторга. А с другой стороны того же самого спектра – с приступами неописуемого ужаса, всепоглощающей вины, убийственной враждебности, с ощущением вечного проклятия. Необычайная сила подобных чувств может превосходить всё, что можно пережить или даже представить себе в повседневном состоянии сознания. Эти крайние эмоциональные состояния обычно связаны с переживаниями, которые по природе своей являются околородовыми или надличностными.
В средней части спектра переживаний, наблюдаемых на сеансах холотропного дыхания, представлены менее необычные качества эмоций, которые ближе к тем, что мы знаем из нашего повседневного существования: приступы страха, тревоги, тоски, безнадёжности, чувства неудачи, униженности, стыда, вины или отвращения. Они, как правило, связаны с биографическими воспоминаниями, и их источником выступают травматические воспоминания младенчества, детства и последующих периодов жизни. Их благоприятной противоположностью являются чувства счастья, эмоциональной наполненности, радости, сексуального удовлетворения и общего возрастания жизненных сил.
Как ранее уже упоминалось, в некоторых случаях учащённое дыхание не вызывает никаких физических напряжений или тяжелых эмоций, а непосредственно ведёт к всёвозрастающему расслаблению, ощущению расширения и благополучия, и световым видениям. Дышащий может ощущать, как его переполняют чувства любви и переживания мистической связи с другими людьми, с природой, целым космосом и с Богом. Но чаще эти благоприятные эмоциональные состояния возникают в конце холотропных сеансов, после того как уже схлынули бурные и требующие напряжения сил части переживания.
Обычное следствие сеанса холотропного дыхания – глубокое эмоциональное освобождение и физическое расслабление. После успешного и хорошо воспринятого сеанса многие люди говорят, что чувствуют себя более раскрепощёнными, чем когда-либо в жизни. Таким образом, продолжительное ускоренное дыхание представляет собой чрезвычайно мощный и действенный метод уменьшения напряжения, ведущий к эмоциональному и психосоматическому исцелению. Другим частым следствием подобной работы является установление связи с измерениями чудесного, присутствующими в своей собственной психике и в существующем вообще. Именно такое понимание можно найти в духовной литературе многих эпох и культур. 
Целительные возможности дыхания особенно выделяются в кундалини-йоге. В ней случаи учащённого дыхания используется в течение медитативной практики (бхастрика) или происходят непроизвольно как часть эмоциональных и физических проявлений, известных каккрийя. Что согласуется с моей собственной точкой зрения, что подобные происходящие с психиатрическими пациентами непроизвольные случаи, о которых говорится как о синдроме гипервентиляции, являются попытками самоисцеления. Они должны поощряться и поддерживаться, нежели просто подавляться, как это в лечебной практике повсеместно заведено.
Сеансы холотропного дыхания различаются по своей длительности от индивида к индивиду, а у того же самого индивида и от сеанса к сеансу. Для наилучшего приятия переживания существенно, чтобы помощники и сиделки оставались при дышащем, пока он испытывает необычные переживания. А на заключительной стадии сеанса соответствующая телесная работа может значительно облегчить эмоциональное и физическое расслабление. Тесное общение с природой также может оказать необычайно успокаивающее и закрепляющее воздействие и способствовать приятию сеанса. Особенно действенным в этой связи может оказаться пребывание в воде, например, в тёплой ванне, либо плавание в бассейне, озере или океане.

6. Рисование мандалы и группы сопереживания

Когда сеанс завершается и дышащий возвращается в обычное состояние сознания, сиделка сопровождает его в комнату мандалы. В комнате этой должны быть различные виды художественных принадлежностей, такие как фломастеры, пастель, акварель и большие альбомы для рисования. На листах этих альбомов карандашом следует нарисовать круги размером с суповую тарелку. Дышащих просят сесть, задуматься над собственным переживанием и найти способ выразить то, что происходило с ними во время сеанса.
По рисованию мандалы нет конкретных руководств. Некоторые люди просто воспроизводят сочетания цветов, другие же создают геометричные мандалы, образные рисунки или картинки. Последние могут изображать видение, случившееся во время сеанса, либо рисованное путешествие с несколькими отдельными эпизодами. Иногда дышащий решает запечатлеть один сеанс в нескольких мандалах, отражающих отдельные стороны или стадии сеанса. В более редких случаях у дышащего не возникает никакого представления насчёт того, что же он собирается нарисовать, и он создаёт какой-нибудь автоматический рисунок.
В тот же день некоторое время спустя дышащие приносят свои мандалы на сеанс сопереживания, в ходе которого они рассказывают о своих переживаниях. Стратегия помощников, руководящих группой, в то время, когда дышащие делятся переживаниями состоит в том, чтобы вдохновить их на максимальную открытость и честность. Готовность участников открыть содержание своих сеансов, включая различные интимные подробности, приводит к сплочённости и развитию доверия в группе. Что углубляет, усиливает и ускоряет ход излечения.
В дни после напряженных сеансов, заключающихся в значительном эмоциональном прорыве или раскрытии, воссоединение может облегчить применение широкого набора дополнительных методов. Среди которых могут быть беседы о сеансе с опытным помощником, запись содержания переживания или рисование дополнительного количества мандал. Хорошая телесная работа с тем человеком, который считает приемлемым эмоциональное выражение, и привык заниматься бегом трусцой, плаванием и другими видами физических упражнений или выразительными танцами, могла бы быть очень полезной, если холотропное переживание высвободило излишек прежде скрытой физической энергии. Сеанс гештальт-терапии или юнгианская игра в песочнице Доры Кальф могли бы стать большим подспорьем при прояснении интуитивных озарений, даваемых холотропным переживанием, и для понимания его содержания.

7. Терапевтические возможности холотропного дыхания

терапевтические последствия холотропного дыхания являются зачастую столь яркими и настолько содержательно связанными с конкретными переживаниями, происходящими во время сеансов, что у меня не возникает никакого сомнения в том, что холотропное дыхание – вполне жизнеспособный способ лечения и самоосвоения. На протяжении многих лет мы сталкивались с тем, что участники семинаров и курсов переподготовки становились способными справиться с депрессией, длившейся до этого несколько лет, преодолеть различные фобии, освободиться от всепоглощающих иррациональных чувств и коренным образом улучшить и самооценку, и доверие к себе. Мы также оказывались свидетелями множества случаев исчезновения психосоматических болей, включая мигрени, и долговременного и резкого улучшения при случаях заболеваний психогенной астмой, или даже её полного излечения. И во многих случаях участники семинаров или курсов переподготовки, сравнивая подобные улучшения, происходящие всего лишь за несколько холотропных сеансов, говорят о том, что они превосходят результаты многих лет словесной терапии.
Когда мы рассказываем о высокой оценке действенности мощных видов психотерапии переживания, таких как работа с холотропным дыханием, то важно выделить некоторые основополагающие различия, существующие между этими подходами и видами словесной терапии (например: психоанализ). Словесная психотерапия часто растягивается на много лет, и базовые побуждающие прорывы в ней являются скорее редчайшими исключениями, нежели обыденными событиями. И когда перемены в симптоматике всё-таки случаются, то происходят они в долговременном промежутке, так что становится трудным доказать их причинную связь и с конкретными событиями в ходе лечения, и даже с терапевтическим процессом вообще. По сравнению с ними в психоделическом или холотропном сеансе сильные перемены происходят в течение нескольких часов, и неопровержимо связаны с конкретным переживанием.
Перемены, наблюдающиеся при холотропной терапии, не ограничиваются только теми состояниями, что традиционно рассматриваются как эмоциональные или психосоматические. Во многих случаях холотропные сеансы приводят к поразительному улучшению и тех физических недугов, которые в руководствах по медицине описываются как органические заболевания. Среди них и избавление от хронических инфекционных заболеваний (синуситов, фарингитов, бронхитов и циститов) после биоэнергетического разблокирования нормального кровообращения в соответствующих зонах. А укрепление костей у женщины, страдающей остеопорозом, произошедшее в ходе холотропного семинара, на сегодняшний день остаётся необъяснимым.
Мы также сталкивались с восстановлением полного периферийного кровообращения у нескольких людей, страдающих болезнью Рейно, нарушением, заключающемся в холодности рук и ног, сопровождающейся дистрофическими изменениями кожи. В нескольких случаях холотропное дыхание привело к поразительному улучшению артритов. Во всех этих случаях решающей причиной, приводящей к исцелению, по всей видимости, являлось высвобождение избыточной биоэнергии, закупоренной в пораженных частях тела, за которым следовало расширение сосудов. Самым удивительным наблюдением такого рода было впечатляющее исчезновение симптомов артерита Такаясу – болезни с неизвестной этиологией, характеризующейся нарастающей закупоркой артерий в верхней части тела. Это состояние обычно рассматривается как прогрессирующее, не поддающееся лечению, и неизбежно приводящее к летальному исходу.
Задействованные в холотропном дыхании физиологические механизмы
Ввиду мощного воздействия холотропного дыхания на сознание, было бы интересно рассмотреть те физиологические и биохимические механизмы, которые могли бы в этом участвовать. Многие люди полагают, что когда мы начинаем чаще дышать, то мы просто доставляем больше кислорода к телу и головному мозгу. Но на самом деле положение оказывается гораздо более сложным. Правда, учащенное дыхание приносит больше воздуха, а, стало быть, и кислорода в лёгкие, а также выводит углекислый газ (СО2), вызывая сужение сосудов в некоторых частях тела.
И поскольку СО2 – это оксид, то уменьшение его содержания в крови повышает щелочную реакцию крови (так называемое рН), а в щелочной среде тканям переносится относительно меньшее количество кислорода. Это запускает гомеостатические механизмы, которые действуют в противоположном направлении: почки выделяют мочу, с большим содержанием щёлочи, чтобы уравновесить подобные изменения. Головной мозг – одна из областей тела, которая склонна откликаться на учащенное дыхание сужением сосудов. Поскольку степень изменения содержания газа зависит не только от частоты дыхания, но и от его глубины, положение оказывается очень сложным, так что не так-то легко в каком-либо индивидуальном случае дать оценку состоянию в целом без проведения многосторонних конкретных лабораторных исследований.
Тем не менее, если мы примем во внимание все вышеперечисленные физиологические механизмы, то состояние людей во время холотропного дыхания окажется очень похожим на состояние людей, находящихся в высокогорье, где кислорода меньше и уровень СО2 понижен за счёт учащённого дыхания. Кора головного мозга, с эволюционной точки зрения являющаяся самой молодой частью мозга, в целом более чувствительна к разнообразным влияниям (таким как алкоголь и недостаток кислорода), чем более старые части головного мозга. Таким образом, подобное положение вызывает торможение функций коры головного мозга и усиливает действие более древних частей мозга, делая более доступными движения бессознательного.
Интересно, что многие индивиды, и даже целые народы, проживавшие на больших высотах, были известны своей высокой духовностью. Вспомним в этой связи о гималайских йогах, о тибетских буддистах, о перуанских инках. И есть искушение приписать это тому обстоятельству, что в атмосфере с пониженным содержанием кислорода для них были более лёгкодоступными надличностные переживания. Однако продолжительное пребывание на больших высотах ведёт к физиологической адаптации, например, к повышенному вырабатыванию красных кровяных телец. И поэтому обостренное состояние во время холотропного дыхания непосредственно не может быть приравнено к продолжительному пребыванию в высокогорье.
В любом случае, от описания физиологических изменений в головном мозге до необычайно богатого набора феноменов, вызываемых холотропным дыханием, таких как достигаемое в переживании достоверное отождествление с животными, архетипические видения или воспоминания прошлой жизни, расстояние слишком большое. Подобное положение похоже на трудности, возникающие в вопросе о психологических воздействиях ЛСД. И то обстоятельство, что оба эти метода могут вызывать надличностные переживания, в которых доступ к новым достоверным сведениям о вселенной осуществляется сверхчувственными средствами, показывает, что содержания эти не хранятся в головном мозге.             

Олдос Хаксли, пережив опыт холотропных состояний, пришёл к заключению, что наш мозг просто не может быть источником этих переживаний. Он выдвинул предположение, что по действию он больше похож на преобразующую заслонку, защищающую нас от неизмеримо более широкого набора космических сигналов. Такие понятия как «память без материальной основы», «морфогенетические поля» Шелдрейка и понятие «пси поля» Ласло служат существенной поддержкой идее Хаксли и делают её всё более и более приемлемой.

 



Main menu 2

Holotropic_breathing_content | by Dr. Radut